Спорт — не самая частая тема произведений искусства. Художники создают картины на тему игры в футбол, потому что их привлекают зашкаливающие эмоции, красота спортивного тела, сила духа и яркие цвета. Среди мэтров изобразительного искусства, затронувших тему этого и других видов спорта, можно вспомнить Дейнеку, мастера соцреализма, авангардиста Казимира Малевича (который написал далеко не только «Черный квадрат») и сюрреалиста Магритта.
«Вратарь» — Александр Дейнека
Одной из самых известных у нас «футбольных» живописных работ является футболист-вратарь Дейнеки, эффектно запечатленный в полете. Дейнека активно интересовался футболом, сделал множество эскизов футболистов за игрой. Наблюдение за футболом, как признавался сам Дейнека, существенно помогло ему в посиках своего стиля и излюбленных выразительных средств. Увидев игру по-новому, сумев разглядеть монументальную, величествееную составляющую игры, художник уже не мог испытывать прежний интерес к степенным дамам, гуляющим в парках.
«Футбол» — Александр Дейнека
На этой картине игроки образуют собой цельную композицию, словно парящую над полем. Окружающий пейзаж здесь неважен: суть — в акте волшества, в неповиновении участников игры мыслимым законам физики, выход за привычные границы пространства и времени.
«Футболист» — Эль Лисицкий
Как и Малевич, Эль Лисицкий был одним из столпов русского и советского авангарда. Хотя пик популярности футбола у советских живописцев пришелся на 40-50-е годы, игра стала всенародной в СССР еще в 20-е годы — этот спорт прекрасно сплочал людей и способствовал их физичскому развитию. Поэтому еще в то время государство заинтересовалось продвижением футбола в массы и сделало заказ Лисицкому на создание иллюстраций к книге Ильи Эренбурга. Одной из созданных специально для книги работ была и картина Футболист. Она представляет собой типичную для Лисицкого сложную комбинацию коллажных вырезок, изящных линий и плотных геометрических фигур, формирующих новаторскую и гармоничную композицию.
«Живописный реализм футболиста» — Казимир Малевич
В дореволюционной России спорт был развит слабо, и интерес к этой теме начал пробуждаться лишь в годы правления Николая 2. Одним из первых наших живописцев, обратившихся к теме футбола, был Малевич. Эта работа не так известна, как «Черный квадрат», «Черный крест» или «Скачет красная конница», но в 2017 году она попала в поле зрения модельера Гоши Рубчинского и попала на свитер из коллекции, созданной в сотрудничестве с Adidas.
«Представление» — Рене Магритт
Это сюрреалистичное полотно изображает футбольный матч в целом реалистично, но с вкраплением некоторых «инородных» элементов. Она, как и многие работы Магритта, напоминает образ, реальное воспоминание, всплывшее в памяти и преломленное через призму оригинального мышления и видения мира.
«Игроки в футбол» — Анри Руссо
Руссо имел специфический хорошо узнаваемый стиль рисования, обусловленный тем, что художник учился рисовать самостоятельно. Как и все работы Руссо, «Игроки в футбол» выполнены в жизнерадостных ярких красках. Полосатые гимнастические костюмы футболистов, непривычные и даже комичные для современного зрителя, были привычными во Франции начала 20 века.
«Футболистки» — Анхель Саррага
Анхель Саррага стал первым живописцем, изобразившим на холсте женский футбол и женщин-футболисток. На полотне «Футболистки» запечатлена в компании двух подруг Жанетт Иванофф — жена Саррага и профессиональная футболистка, игравшая в парижском футбольном клубе «Sportives de Paris». Эта картина была создана после победы команды в национальном футбольном чемпионате в Париже. При этому Сарраги есть много других портретов игроков, созданных в промежуток времени с 1926 по 1927 годы.
«Спартакиада Балтфлота» — Николай Дормидонтов
Этот художник сделал целую серию картин с футбольными сюжетами в 30-е годы 20 века. Одним из излюбленных сюжетов, представленным в том числе на данной работе, был напряженный и драматический момент борьбы за владение мячом у самых ворот. Картина, разумеется, написана не с натуры, а по памяти, ведь положение тел игроков в такие моменты очень динамично, а для работы с натуры нужно писать неподвижных, застывших в статичных позах людей. Такой подход не может передать напряженность момента, которая запечатлелась в памяти и уже через некоторое время выплеснулась на холст. Позы игроков подчеркнуто экспрессивны и динамичны, их напряженность хорошо чувствуется, но реалистичность несколько теряется.
«Энергия игры в футбол» — Умберто Боччони
Не зная названия этого изображения, трудно предположить, что оно вообще связано с футболом. По мнению автора, она изображает и наталкивает на ассоциации с плотной массой из футболок и человеческих тел, собранной вокруг ядра — футбольного мяча. Это — своеобразный сгусток энергии и материи, предстающий перед зрителем на матче.
«Манчестер Сити» против «Шеффилд Юнайтед» — Лоуренс Стивен Лаури
Лоуренс Лаури, один из известнейших английских художников, был страстным любителем футбола и болел за «Манчестер Сити». В основном его полотна изображали обычных игроков и болельщиков, но рассматриваемая картина — исключение: не ней изображен реальный матч второго дивизиона чемпионата Великобритании по футболу, состоявшийся 22 октября 1938 года и завершился со счетом 3:2. Необычно то, что Лаури при этом даже не изображает самих игроков: картина целиком посвящена болельщикам.